История Херсонского комбината хлебопродуктов

Херсонский портовый элеватор – первенец первой пятилетки советского времени. На юге Украины он является символом Днепрогеса, Магниткы, Турксибу.

Расположен элеватор на месте стапелей, где когда-то строили первые суда Черноморского флота. А мельница стоит на месте бывшей лесопильни, где готовились изделия для судостроения. С того времени прошло свыше 200 лет, однако и ныне, во время земляных работ здесь находят остатки первоначального производства отечественной флотилии.

В строительстве элеватора принимало участие около 2000 работников, проживавших в шести бараках по 300 человек и более.
Был установлен своеобразный рекорд: за 28 дней забетонировали все 66 силосов. Такого темпа в те годы не знали ни на одной стройке мира.
1 мая 1932 года элеватор был сдан в эксплуатацию.

В состав силосного корпуса входит 66 круглых силоса, расположенных в шесть рядов, по 11 силосов в каждом. Диаметр силоса – 5,34 метра, емкость – 500 тон. Между круглыми силосами расположены 50 «звездочек» емкостью 125 тонн каждая.

Прием зерна из железнодорожного транспорта ведется одновременно с двух путей. На каждой из них имеется по шесть приемочных бункеров для разгрузки зерна, емкость которых – 300 тонн.

Для приема зерна из автотранспорта на элеваторе было сооружено специальное устройство на шесть проездов. В каждом из них установлены 20-тонные ковшевые весы, под которыми расположены бункера емкостью по 150 тонн. В те далекие года автомашины также разгружались вручную. В 1950 году здесь применяли спаренные механические лопаты. В 1955 году вместо спаренных лопат было установлено четыре стационарных автоподъемника.

Прием зерна из водного транспорта происходило не менее интересным образом. Сперва, его выгрузка из барж к помещению элеватора осуществлялось с помощью двух плавающих пневматических перегружателя, производительностью 100 тонн за час. Но в 1941 году, когда началась война, один перегружатель отбуксировали к грузинскому городу Поти, а другой подорвали и потопили в Херсоне, чтобы фашисты не смогли вывозить наш хлеб.

После войны пришлось строить дополнительную емкость для приема и хранения зерна, ведь его производство в области значительно возросло. Это был железобетонный механизированный корпус на десять тысяч тонн.

И самым важным объектом — который был возведен в послевоенные года, стала мельница. В 1949 году, она уже выдала первую муку. Тогда мельница ежесуточно вырабатывала 70 тонн односортного помола муки и 30 тонн обойной муки. Позднее, благодаря проведенной реконструкции, мельница полностью переведена на сортовой помол и в 1953 году ее суточная производительность уже составляла 160 тонн в сутки. Реконструкция, проведенная в 1958 году, дала возможность увеличить производительность мельницы до 220 тонн в сутки. Тогда же была внедрена схема 3-сортного помола, а размольное отделение переведено на пневматический транспорт. В 1970 году за счет очередной реконструкции производительность мельницы возросла до 375 тонн размолотого зерна в сутки.

Структура нашего производства постоянно совершенствовалась и углублялась. К 60-м годам порт-элеватор входил в системы Министерства заготовок, а наша мельница №7 — к тресту мукомольных заводов. Приказом министра заготовок Украины №715 от 30.12.1961 г. организовано одно предприятие, которое назвали: «Херсонский комбинат хлебопродуктов».

В 1988 году состоялось еще одно укрупнение предприятия. В его состав вошел Копанской элеватор и реалбаза хлебопродуктов с Никольским хлебоприемным пунктом.
Благодаря последней реконструкции мельницы, проведенной в 1988 году, полностью заменено устаревшее оборудование на современное и производительное, изготовленное по лицензии всемирно известной фирмы «Бюлер».Cуточная производительность мельницы при этом составила 405 тонн с отбором муки высоких сортов до 75%.

В 1996 г. для приема зерна с водного транспорта установлен перегружатель зерна «Portalino» всемирно известной фирмы «Buhler» (Швейцария), производительностью 300 тн/час; размер портала 6,4 м.

С введением в 2001 году в эксплуатацию нового металлического силосного корпуса фирмы «BROCK» (США) емкостью 46,6 тыс. тонн, элеваторно-складские емкости комбината для хранения сельскохозяйственной продукции составили 86,6 тыс. тонн.

В 2004 г. для подработки зерна до базисных кондиций установлено современное технологическое оборудование по очистке ТАS-204А4 фирмы «Schmidt Seeger» производительностью 200 тн/час.

В 2006 г. установлен зерносушильный агрегат SТХ6-14/2 фирмы «Schmidt Seeger» с производительностью по пшенице 45,0 тн/час.

В 2010 году сдан в эксплуатацию погрузочно-разгрузочный комплекс, который включает в себя галереи с транспортным оборудованием для отгрузки зерна на водный транспорт, выгрузки зерна с водного транспорта, погрузочную машину зерновую ПМЗ-1000, весы бункерные электронные ВБЕ-500.

Пиковая производительность линии отгрузки зерна на водный транспорт составляет 1000 тн/час для зерновых культур (два ленточных конвейера по 500 тн/час), 420 тн/час – для масличных культур. Производительность машины ПМЗ-1000 составляет 1000 тн/час.

В 1999 г. на выбойном отделении мельницы установлена автоматическая линия фасовки муки в полипропиленовые мешки по 25 кг и 50 кг фирмы «Paglierani» (Италия). Производительность автоматизированной линии 600 мешков в час, точность веса ±0,03%. Также установлено оборудование для транспортировки мешков в железнодорожные вагоны и на склад готовой продукции.

В 2002 г. на выбойном отделении мельницы установлена автоматическая линия фасовки муки в бумажные пакеты по 1 кг и 3 кг фирмы «Paglierani» (Италия).
Производительность линии фасовки 1 кг пакеты составляет 2,22 тн/час, в 3 кг пакеты – 3,24 тн/час.

Пакеты с мукой упаковываются полиэтизатором в полиэтилен, что обеспечивает их сохранность и удобство транспортировки.

В 2005 году введено в эксплуатацию отделение гранулирования рассыпных отрубей с четырьмя линиями оборудования гранулирования фирмы «AS «TMS» (Чехия). Оно технологически увязано с цехом мельницы. Изготовление гранул обеспечивает качественную сохранность отрубей, увеличивает вместимость в вагоны, суда, автомашины, что сокращает затраты на перевозку.

Паспортная производительность одной лини оборудования гранулирования составляет 4 тн/час.